Прихожане рассказывают

В гостях у Феодора Томского

Томск

Съездить в Томск именно в паломничество мне захотелось года 2 назад. Тогда я впервые услышала загадочное название Могочино.  Одна сестра-паломница рассказала про поездку на день памяти св. прав. Феодора Томского 5 июля. Загадочная личность старца царского происхождения, да к тому же носящего имя Феодор, а всех св. Феодоров я считаю покровителями своего маленького внука Феди, очень стала для меня притягательна. А после того, как мы купили в нашем Благовещенском монастыре просто замечательную детскую книжку о св. Феодоре Томском (Благословенный старец. Рассказы из жития святого праведного Феодора Томского.  Авт. Ю.А. Успеньева.) и я просто «проглотила» ее, мне захотелось съездить просто срочно и непременно поклониться такому замечательному святому.  Ведь вот тут совсем рядышком, не надо долго ехать на поезде или лететь на самолете. Как говорят опытные паломники, если ты душой потянулся к святому и даже просто начал читать его житие, он сразу берет тебя под свое покровительство и если ты вознамеришься съездить к нему «в гости», он уже начинает тебе помогать. Как-то очень быстро собралась маленькая (12 сестер) паломническая компания и с нами поехала та самая сестра-паломница, которая уже не раз возила группы в Томск и обо всем договорились с организатором поездки в Томске Ларисой. Чисто организационно все просто, мы купили билеты на рейсовый автобус до Томска и проехав ночь в автобусе рано утром были в городе, там нас встретил микроавтобус, повезли в небольшую гостиницу и после краткого отдыха началось наше паломничество. Программу поездки я рассказывать не буду, она может быть разной, мы ездили в праздничные дни, в Томске мы оказались 1 мая и 4 мая вечером так же на автобусе уехали. Мы были на службе в старейшем Свято-Троицком храме, вечерняя служба 1 мая в Богоявленском кафедральном соборе на территории Томской духовной семинарии, потом бегом в Богородице-Алексиевский монастырь, где покоятся мощи св. прав. Феодора Томского. Бегом потому, что монастырские службы, понятно, дольше. В конце вечерней службы после краткого молебна мы смогли приложиться к открытым мощам великого угодника Божьего и нас помазали маслицем из лампадки  у его раки. В субботу на литургии мы были конечно опять у святого Феодора Томского. После обеда мы уже ехали к северу от Томска, где примерно в трех часах езды   на другом берегу Оби в селе Могочино находится Свято-Никольский женский монастырь. В монастыре мы пробыли полных два дня суточных церковных служб, но об этом особо. После обеда в понедельник мы уже поехали назад в Томск, где благополучно сели в семь вечера на наш рейсовый автобус в Красноярск. Поскольку 5 мая был рабочий день все, кто в этот день работал еще и на работу успели. Вот так все просто, если Господь благословляет наш путь и святые нам помогают.

Вот что я нашла кратко про Томск, чтоб не говорить своими словами и ничего не перепутать, краткая историческая справка.

Томск начинает свою историю в далеком 1604 году, когда по указу царя Бориса Годунова строится крепость, расположившаяся на высокой горе, вблизи впадения в реку Томь Ушайки и по тому названная Томском. В благословение созидаемому граду царь присылает образ Пресвятой Троицы. Повелением государя в городе воздвигается и деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Монашество на томскую землю пришло одновременно с основанием города Томска. Первый монастырь появился здесь уже в 1605 году и был посвящен — Казанской иконе Пресвятой Богородицы и святому Алексию Человеку Божиему. Богородице-Алексиевский монастырь стал первым очагом духовной жизни в Центральной Сибири, в 1746 году в стенах обители было открыто первое учебное заведение в регионе, явившееся колыбелью всего томского образования.

В Томске просиял великий угодник Божий святой праведный Феодор Томский — таинственный старец Фёдор Кузьмич, отождествляемый в легендах с императором Александром I Благословенным, победителем Наполеона  в Отечественной войне 1812 г.

Замечательно высказывание о великом сибирском подвижнике праведном Феодоре Томском известного Киево-Печерского подвижника преподобного Парфения. Когда к нему за благословением приехала воспитанница Феодора Козьмича, простая крестьянская девушка, Александра Никифоровна, старец Парфений, узнав, кто ее послал, заметил: “Зачем тебе мое благословение, когда у вас на Красной речке есть великий подвижник и угодник Божий? Он будет столпом от земли до неба.”

Мы можем сказать, что святой праведный Феодор Томский освятил своим присутствием и наш край, ведь в марте 1837 г. он прибыл в ссылку к деревню Зерцалы Боготольской волости Ачинского уезда, где в это же время проживал отшельником наш святой праведный старец Даниил (Ачинский).

Старец Фёдор Кузьмич отошел ко Господу в 1864 году и был погребен на монастырском кладбище Богородице-Алексиевского монастыря, в 1904 году над его могилой была построена часовня.

Почитание святого старца Феодора Томского не прекращалось после его блаженной кончины, но с каждым годом ширилось и крепло. Для всех была очевидна святость праведного Феодора и неизбежность его церковного прославления в лике святых.

В 1922 году монастырь был закрыт, в 1926 году, перед расстрелом последних монахов Богородице-Алексиевского монастыря, здесь же заключенных, святой Феодор в продолжение некоторого времени стал являться в парящем полупрозрачном образе. Ясно видимый многочисленными свидетелями, в полночь он выходил сквозь стену часовни и по восточной стене монастыря медленно шел на юг до монашеского кладбища, где исчезал. Святой словно предупреждал заточенных иноков о необходимости готовиться к смерти.

Прославление старца в лике святых состоялось в 1984 году, когда, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, имя праведного Феодора Томского было внесено в состав Собора сибирских святых. В 1992 году Казанская церковь и келейный корпус монастыря были возвращены верующим, Богородице-Алексиевский монастырь начал возрождаться, началось регулярное богослужение. 5 июля 1995 года произошло другое замечательное событие — на месте разрушенной часовни Федора Кузьмича были обретены святые мощи угодника Божия, ставшие главной монастырской святыней, открыто почивающие в особо устроенной деревянной резной гробнице. В 1997 году была восстановлена часовня святого.

Ежегодно память святого праведного Феодора совершается в обители в день его преставления 2 февраля (20 января по старому стилю) и 5 июля — в день обретения честных его мощей, а также в Соборе сибирских святых 23 июня.

И в наши дни не прекращается подаваться благодатная помощь по молитвам святого угодника Божия праведного Феодора. Особенно явно она проявляется от святых мощей святого Феодора, в обители ведется специальная тетрадь для записи случаев благодатной помощи предстательством томского чудотворца.

В течение года каждый воскресный день по завершению Вечерни в монастырском храме соборно служится акафист праведному Феодору Томскому, по окончанию которого священник помазывает богомольцев освященным маслом из лампады, горящей перед гробницей Святого.

Могу сказать, что все у нас получили «подарочки» от св. старца, но это каждому свое сокровенное и глубоко в душе.

a_ce83ec24                                                        Светлана Щепеткова 2015год

ПОЕЗДКА В БОРОДИНО

В минуты испытаний Господь не оставляет нас и обязательно протягивает руку помощи, посылая нам различные обстоятельства, добрых людей. Вот и нас Господь не оставил своей милостью, дав нам в помощь прекрасных, светлых людей-отца Владимира Пермякова и матушку Надежду. В то время матушка учила нашего сына русскому языку и литературе, а батюшка уже служил в г. Бородино, восстанавливая храм преподобного Сергия Радонежского. Сколько теплых слов поддержки и уверенности в помощи Божьей услышали мы от отца Владимира! Как помогли они нам справиться и поверить в силу молитвы — силу веры православной! С тех пор прошло уже несколько лет, но в трудные минуты эти люди молятся о нас грешных и на душе становиться легче.

Мы очень соскучились по ним и в  праздник Крещения Господня отправились в гости в г. Бородино, чтобы повстречаться и помолиться Господу, вместе прославить его.

После почти двухлетнего перерыва мы были приятно удивлены, как преобразился некогда небольшой храм. За три года были выложены кирпичные стены трапезной части храма и 23-метровая колокольня, завершенная золоченым куполом, сооружены своды, проведены кровельные работы, перекрыта и увенчана куполом прилегающая к храму часовня. В октябре прошлого года, накануне престольного праздника вновь построенная трапезная часть храма была открыта для богослужений. На главном куполе были установлены четыре маковки, увенчанные крестами. Их привезли из Барнаула в прошлом году, целый год местные мастера украшали нижнюю часть сооружений – так называемые стаканы, на которые устанавливаются маковки. И вот теперь в небо поднялось еще четыре креста. В настоящее время идет роспись внутренних стен, впереди еще и благоукрашение наружных стен храма.

Бородино

В храме мироточат иконы .Чудо в Свято-Сергиевом храме не выбирает каких-то особенных и намоленных икон. Капли образуются как на штукатурке написанных 2,5 года назад фресок, так и на старых расписанных досках и полиграфических отпечатках икон. В 2007 году при предыдущем настоятеле отце Андрее заблагоухала и источила миро плащаница – богослужебный кусок ткани, символизирующий пелены, которыми было обёрнуто тело Христа для погребения. Да и в некоторых лампадах – это чувствуется! – начинает благоухать (чем-то наподобие ладана) и приобретает золотистый оттенок лампадное масло – обычное бесцветное и ничем не пахнущее горючее. На старых-престарых, закопчённых временем иконах позапрошлого века проявляются и светлеют лики святых. Мы тоже увидели это чудо – струящиеся капли мира на нескольких иконах. Нам не дано знать, что означают подобные явления, но, когда видишь это своими глазами, укрепляется вера  и приходит понимание , что в мире есть что-то такое, что не подвластно человеку – дела рук Божьих.

Бородино 1

После литургии и Великого освящения воды нас пригласили на трапезу в здание воскресной школы. Матушка Надежда с радостью показала нам отремонтированные классы и кабинеты некогда полуразрушенного здания, в котором постигают азы православной веры  прихожане храма. Слава Богу, за помощь его этим светлым людям!

С большой любовью и заботой нас и других паломников обогрели и накормили, за теплой беседой с батюшкой и матушкой время пролетело незаметно и мы по благословению отца Владимира поехали в обратный путь.

IMG_5585 IMG_5588

В окрестностях города Бородино есть много святых источников, часовня с купальней на берегу озера, построенная по благословению батюшки Владимира. На обратном пути мы побывали также на могиле местночтимого святого – монаха Иова, расположенной в деревне Новокамала. По свидетельствам многих знавших его людей, он был очень добрым человеком и помогал людям  своей молитвой, и сейчас слышит наши мольбы и приносит их Господу.

IMG_5604 IMG_5608

Мы заметили, что в какое бы время года мы не поехали в эти края ,Бог дарит нам удивительно солнечную погоду. Так было и в этот день, солнце было ослепительно радостное, на улице был небольшой приятный зимний морозец, и от этого на душе становилось еще светлее, ощущалось присутствие Бога и его помощи нам грешным.

Господь милостив к нам, и в нашем городе у нас есть родные батюшка Анатолий и матушка Светлана, готовые всегда пожертвовать своим временем, своими душевными силами и в любое время выслушать и успокоить неразумных своих духовных детей. И в этот день они не оставляли своих молитв за нас — путешествующих Ксению и Андрея. И с Божьей помощью мы вернулись домой, чтобы продолжить молитву ко Господу в храме св. Георгия Победоносца со своими родными уже нам людьми.

Благодарим тебя Господи за этот теплый солнечный день, за радость общения и совместной молитвы! Слава богу за все!